Материалы для олимпиады по экологии

Школьная олимпиада по экологии

8 класс

Задание 1. Обосновать правильные и неправильные ответы (Оценка 10 баллов)

Основываясь на определении экологии выберите правильное утверждение:

  1. Экология представляет собой науку об отношении человека и общества
  2. В нашем районе в последнее время отмечается улучшение экологии
  3. Экология становится теоретической основой природопользования
  4. Экология – это наука о взаимоотношении видов друг с другом

За выбор правильного ответа (0 или 2),  за обоснование правильного ответа (шкала 0 – 5), неправильного (0 – 1)

Задание 2

Смоделируйте изменения, которые произойдут в жизни птиц леса, если: а) вырубить деревья, б) уничтожить хищных птиц, в) провести борьбу с комарами и мошками. Сделайте вывод, в чем заключается основная причина изменения численности и изменения отдельных видов птиц? (Оценка 10 баллов)

 Задание 3.

В чем отличие сети питания от цепи питания? Составьте сеть питания для: а) водоема, б) смешанного леса. (Оценка 15 баллов)

Задание 4.

Известно, что в сутки один человек поглощает 600 г кислорода и выделяет 750 г углекислого газа. В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. Какую площадь должен иметь лес вокруг районного центра с населением 12 000 человек, чтобы деревьев хватило для обеспечения людей кислорода и поглощения выделяемого при дыхании углекислого газа. (Оценка 15 баллов)

Школьная олимпиада по экологии

9 класс

 Задание 1. Обосновать правильный и неправильные ответы (Оценка 10 баллов)

Как правило, в искусственных экосистемах, особенно в агроценозах, численность вредителей сельскохозяйственных культур при массовых вспышках их размножения многократно превосходит их таковые в естественных сообществах. Главной причиной такой разницы является: 

  1. Высокое биологическое разнообразие агроценозов
  2. Чередованием разных культур в соответствии с севооборотом
  3. Огромные пространства,
  4. Невысокая продуктивность агроценозов занятые одной культурой (монокультуры)

Задание 2.

Объясните понятие «Здоровый образ жизни». Оцените индивидуальные резервы улучшения здоровья. Дайте теоретические обоснования наиболее известных оздоровительных систем. (Оценка 10 баллов)

 Задание 3.

Какие методы биоиндикации воздушных загрязнений заложены в областную программу школьного экологического мониторинга? Какие биологические особенности видов позволили использовать их в качестве биоиндикаторов в данных методиках? (Оценка 15 баллов)

 Задание 4.

В кабинете химии неосторожные ученики разбили колбу с 10% раствором аммиака, при этом часть аммиака испарилась. Кабинет имеет длину 10 м, ширину 7м, высоту 3м. Найдите концентрацию паров аммиака в кабинете и сравните ее с ПДК, если известно, что масса разлитого раствора 200г, испарившаяся часть составила 2%, а ПДК аммиака в воздухе 0,2 мг/м3 .

(Оценка 15 баллов)

Школьная олимпиада по экологии 10 класс

Задание 1-2. Обосновать правильный и неправильные ответы (Оценка 10 баллов)

  1.  По данным ООН за последние 100 лет за счет сжигания ископаемого топлива количество углекислого газа в атмосфере Земли увеличилось на 10–15%. Некоторое увеличение содержания углекислого газа в атмосфере сказывается положительно на продуктивности сельскохозяйственных растений, так, например, насыщение воздуха теплиц углекислым газом повышает урожайность выращиваемых в ней овощей за счет интенсификации процесса фотосинтеза. Наблюдающееся увеличение содержания  углекислого газа в атмосфере приводит к возникновению глобальной экологической проблемы:
    1. Изменение баланса азота в атмосферном воздухе в связи с увеличением количества углекислого газа
    2. Разрушение озонового экрана
    3. Изменение климатической системы Земли
    4. Существенное увеличение количества кислотных осадков
  2.  В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
A.     к смене лесных экосистем болотными
B.     к опустыниванию или полному разрушению экосистем
C.     к увеличению доли более ценных точки зрения хозяйства пород деревьев
D.     к процессу превращения в почве органических остатков в гумус

 Задание 3.

«Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, соборы и храмы; их при желании можно  восстановить. Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на Земле, люди обедняют тем самым не только окружающую нас природу, но и самих себя», так писал профессор Б. Гржимек. Однако в современную эпоху растительный и животный мир подвергается все большему как прямому, так и косвенному воздействию человека. Назовите и опишите различные способы нанесения ущерба естественной биоте или ее разрушения.

 Задание 4.

В кабинете химии неосторожные ученики разбили колбу с 10% раствором аммиака, при этом часть аммиака испарилась. Кабинет имеет длину 10 м, ширину 7м, высоту 3м. Найдите концентрацию паров аммиака в кабинете и сравните ее с ПДК, если известно, что масса разлитого раствора 200г, испарившаяся часть составила 2%, а ПДК аммиака в воздухе 0,2 мг/м3 .

(Оценка 15 баллов)

Школьная олимпиада по экологии 11 класс

Задание 1-2. Обосновать правильный и неправильные ответы (Оценка 10 баллов)

  1. Под морфологическим прогрессом в классической биологии (по А.Н.  Северцову) понимают:
    1. Адаптацию организмов к окружающей среде
    2. Эволюцию организмов по пути усложнения их организации
    3. Эволюцию организмов по пути упрощения их организации
    4. Эволюцию организмов по пути максимального использования ресурсов среды
  2. Нередко использование химических препаратов (пестицидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывает на следующий год еще большую вспышку их численности. Наиболее вероятной причиной этому является:
A.     Пестициды перестают быть эффективными в результате привыкания к ним вредителей сельскохозяйственных культур
B.     Пестициды подавляют как  вредителей, так и одновременно их естественных регуляторов (хищников и паразитов)
C.     Пестициды в первый год оказывают угнетающее действие, а на второй год – стимулируют развитие вредителей
D.     Пестициды усиливают репродуктивные функции вредителей

 Задание 3. «Один из четырех» Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных

1.       По правилу Алена:

а) у рыб, обитающих в водоемах с повышенной соленостью и низкими температурами, возрастает число позвонков в хвостовой части;

б) выступающие части тела (уши, конечности, хвост и др.) у гомойотермных животных увеличиваются по мере продвижения от севера к югу;

в) особи популяций в северных районах обладают относительно большей массой сердца по сравнению с особями южных местообитаний;

г) более крупные размеры тела у гомойотермных животных характерны для более холодных областей.

2.       Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части производства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:

а) фактором; б) средой;  в) эдафотопом; г) биотопом.

3.       Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учете количества лишайников в городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют:

а) биодеградацией; б) гумификаций; в) лихеноиндикацией;    г) нормированием.

 Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые для жизнедеятельности, называют:

а) микроэлементами; б) биогенными элементами;  в) макроэлементами; г) ксенобиотиками.

4.       Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:

а) деструкторами; б) детритофагами; в) продуцентами;  г) редуцентами.

5.       Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство структуры и свойств, называют:

а) адаптацией; б) толерантностью; в) регенерацией; г) гомеостазом.

6.       Организмы, питающиеся мертвыми животными, главным образом, позвоночными, называются:

а) некрофагами;   б) зоофагами; в) копрофагами; г) ихтиофагами.

7.       Типичным примером комменсализма можно считать:

а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений;

б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных;

в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ;

г) отношение рака-отшельника и актинии.

8.       В отношения типа «хищник-жертва» вступают:

а) скопа и плотва;  б) полевой лунь и речной окунь; в) белоспинный дятел и козодой; г) кукушка и кукша.

10. Взаимополезное существование, когда присутствие партнера является условием существования каждого из партнеров, называют:

а) комменсализмом; б) амменсализмом; в) мутуализмом;   г) паразитизмом.

11.   Колониальный образ жизни характерен для популяций следующих видов:

а) большой подорлик; б) скопа; в) филин; г) крапчатый суслик.

12.   Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и органических веществ в результате разложения останков животных и растений, называется:

а) гумификацией, б) рекультивацией, в) детоксикацией, г) биоаккумуляцией.

13.   Слой грунта на дне очистного водоема, насыщенный микроорганизмами, через который постоянно продувают воздух, называют:

а) придонным сообществом, б) бентосом, в) активным илом,  г) аэротенком.

14.   Растения, предпочитающие влажные местообитания:

а) псаммофиты, б) гигрофиты,   в) ксерофиты, в) пирофиты.

15.   Пищевая цепь представляет собой:

а) совокупность организмов, используемых в пищу другими организмами,

б) совокупность растений, животных и микроорганизмов, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии, и населяющих определенную территорию, которая характеризуется набором экологических фактором,

в) движущийся через организмы однонаправленный поток поглощенной при фотосинтезе солнечной энергии, поступившей на Землю,

г) последовательность организмов различных видов (растений, животных, грибов, микроорганизмов), населяющих общее местообитание и взаимосвязанных биотическими отношениями.

 

Задание 4. (Оценка 15 баллов)

Постройте экологические пирамиды биомассы и численности для цепи питания «трава – полевки-лиса», если известно, что для питания одной лисы весом 8 кг в течение года требуется 5475 полевок, а каждая полевка съедает за год 23 кг травы и весит 30 г, а масса одного растения в среднем составляет 1,5 г.