Организация работы экологических лагерей

Работа районного экологического лагеря  в Оричевском районе Кировской области

Программа лагеря состоит из нескольких блоков:

  1. В образовательный блок входит обучение учащихся экологическим знаниям через работу над экологическим проектом. С этой целью проводятся тематические экскурсии с выполнением самостоятельных исследований детьми, встречи со специалистами района, инженерно-техническими работниками леса, охотоведами, работниками СЭС, учеными Лугоболотной опытной станции.

  2. В практическом блоке учащиеся осваивают методики биодиагностики, заложенные в программу ШЭМ,  развивают практические умения и навыки исследовательской деятельности по оценке экологического состояния территории, а также участвуют в экологических субботниках, десантах по благоустройству территории.

  3.  В культурный блок входят встречи с интересными людьми, походы, экскурсии, конкурсы рисунков, плакатов, поделок из природного материла, экологические игры и вечера. Досуговой  деятельностью занимается педагог-организатор и отряд ребят-организаторов из разных школ.

  4. В конце лагерной смены проводится конкурс юных экологов и лесоводов, который включает теоретический и практические туры. Конкурс позволяет определить уровень подготовленности участников, выявить наиболее активных и одарённых детей, достойных представлять район на областных конкурсах.

Лагерь проходит в июне в течение 1 недели на базе одной из школ района. Приглашаются разновозрастные команды по 6 человек, учеников 6 – 10 классов под руководство учителя биологии-экологии. Через экологическую школу-лагерь ежегодно проходит от 120 до 150 человек.

На базе районного лагеря с 2000 по 2008 годы мы проводили апробацию метода экологического проекта. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, методов и шагов её реализации. Он ограничен по времени, имеет план и график работ. В проектной экологической деятельности реализуется ряд принципов – самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Метод проектов в условиях лагеря показал свою эффективность в экологическом образовании и воспитании, развитии творческой инициативы и самостоятельности.

Проектная деятельность в экологическом лагере включает 4 основных этапа: целеполагание, разработку, выполнение и подведение итогов. На 1-ом  этапе весь детский коллектив разбивался на звенья, руководили  которыми учителя. Каждая группа получала конкретное задание. Под руководством педагога ребята выдвигали цель. На 2-ом этапе определялся план деятельности по достижению намеченной цели: дети решали, что они должны сделать, какую литературу изучать, каким оборудованием научиться пользоваться, к кому обратиться за помощью, т.е. определяли задачи. 3-й этап - выполнение проекта, включал конкретную практическую деятельность: экологические экскурсии, наблюдения, описание ключевых участков в природе, сбор гербариев, определение видов, составление сводных таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Заканчивалась работа над проектом поведением итогов на научно-практической конференции, в виде стендовой защиты группой своего проекта. Так летом 2003 года на базе Быстрицкой основной школы, мы предложили учащимся несколько проектов по изучению экологического состояния села Быстрица. Один из отрядов работал над проблемой бытовых отходов села Быстрица. Дети определили основные компоненты бытовых свалок, их влияние на окружающую среду, предложили приемлемые методы для утилизации ТБО, выявлены места несанкционированных свалок и результаты доведены до администрации сельского совета. Другой отряд оценил чистоту атмосферноговоздуха по величине автотранспортной нагрузки и его влияние на состояние зеленых насаждений микрорайона школы. В ходе исследований выявлена суточная и часовая интенсивность движения, проведена паспортизация более 500 деревьев и кустарников, относящихся к 12 видам. Дети предложили свои рекомендации по улучшению состояния зелёных насаждений, и вышли с ними к дирекции и ученикам школы.

Оценку демографической ситуации на территории Быстрицкого сельского округа попытался дать отряд девятиклассников. Они провели исследование захоронений, проанализировали возрастной и социальный состав населения, состояние здоровья и причины смертности по данным медпункта. По результатам исследований дети дали рекомендации администрации сельского округа и дирекции совхоза. Самые маленькие участники лагеря - отряд «Знахари» работали над проектом по оценке запаса лекарственных растений в сельском округе. Ребята не только изучали, но и собрали лекарственные травы и передали их сельской школе. Все проекты были по-своему интересны. Каждый ученик команды школы работал над разными проектами. После оформления итогов школа получала несколько готовых моделей проектной деятельности.

Летом  2004 года лагерю предложили оценить экологическое состояние микрорайона Шалеговской средней школы. Каждый отряд получил определённое направление исследований, которое входило в состав трех экологических проектов по оценке состояния воздуха, почвы и воды. За основу мы взяли методики исследований по программе школьного экологического мониторинга: биоиндикация вод по методике Вудивисса, лихеноиндикацию, биондикацицию по хвое сосны, фенам белого клевера, по видам - индикаторам различных почв. Отряды участвовали в каждом исследовании. Все результаты собирала группа, ответственная за проект. Дети оформляли проект и представляли его на научно-практической конференции.

В 2005 году во время районного экологического лагеря в селе Коршик детям было предложено 11 проектов. Самые маленькие ребята описывали своё любимое дерево, изучали напочвенный покров леса, жизнь водных обитателей водоёмов. Ученики 8-10 классов выполняли более сложные задания по изучению чистоты воздуха и воды, проводили мониторинг зелёных насаждений и комплексное описание природных экологических систем. Все ребята лагеря были разбиты на разновозрастные отряды, которые работали во время экскурсиий на луг, лес, водоём. Другим составом дети оформляли результаты исследований и защищали проекты.

В 2006 году в селе Истобенск было представлено 9 проектов, имеющих практическую направленность. Среди них «Раз травинка, два травинка», о видовом многообразии растительности; ребятами был составлен флористический список более 130 видов древесно-кустарниковых и травянистых растений. Участниками проекта «Коси коса – пока роса» был разработан комплекс мероприятий по улучшению продуктивности сенокосных угодий; а благодаря проекту «Что трубочнику хорошо – то подёнке смерть» было выявлено экологическое состояние реки Иловатки и заложена основа для мониторинговых исследований. Проект «Диагностика - не панацея, а средство, которое помогает сделать проблему беспроблемной», не только помог провести диагностику здоровья участников лагеря, но и дал рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Защита проектов проходила в виде стендовых докладов. Группа должна была оформить свою работу в виде стенда и защитить  её. Судьями были как учителя, так и ученики. Дети подходили очень строго к защите докладов. Они оценивали качество оформления, умение доступно объяснять и отвечать на вопросы.

В лагере организуется и практическая природоохранная деятельность по выявлению экологических нарушений и их ликвидации.

Не менее интересным для ребят является и культурная жизнь лагеря. Отряд детей организаторов под руководством опытного педагога разрабатывают и проводят вечерние мероприятия. Каждый  день посвящен определенной тематике (например, в 2006 году в лагере прошли дни Дружбы, Земли, Чудес, Здоровья и Наилучших пожеланий). Дети поют и играют, участвуют в конкурсах рисунков и плакатов, театрализованных представлениях, экскурсиях в музеи, походах по родному краю.

Заканчивается  работа в лагере конкурсом «Юных экологов», который включает теоретический  и практический туры. Конкурс позволяет
выявить наиболее активных и одаренных детей.