Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Работа педагога с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы. Для достижения цели педагогический коллектив решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение. В средней общеобразовательной школе поселка Торфяной я работаю 23 года. После получения второго высшего образования по специальности «учитель экологии» я была назначена организатором экологической работы в школе и в районе. В учебном процессе школы реализуется многопредметная модель экологического образования. Учителя начальной школы делают очень многое для развития способностей ребенка. В этом возрасте дети с увлечением познают окружающий мир. Как это происходит, рассмотрим на примере моей дочери Бакулиной Алины. Опытный педагог, Минеева Эльвира Юрьевна, много сил отдала на развитие творческих способностей учеников класса. Курс «Природоведение» в начальной школе изучался по экологизированной программе Плешакова А.А. с использованием всего учебно-методического комплекса. Активная внеклассная деятельность способствовала экологическому воспитанию детей. Изготовление поделок из природного материала, участие в школьных конкурсах стихов, сказок, викторин о природе расширяло кругозор учеников. Поддержание интереса продолжалось через работу факультативов «Экология для младших школьников» в 3-м, «Планета загадок» в 4-м, «Экология экосистем» в 5 классе, которые вела я сама. Мы с ребятами ходили на экскурсии, изучали следы животных, биологию птиц и зверей, участвовали в посадке аллеи рябинок, выпускали экологические листки, фотографировали места экологических нарушений, писали статьи в районную газету «Искра». С 1997 года начал работу районный экологический лагерь, где я была организатором методической работы учителей и научно-исследовательской работы школьников. Семейные обстоятельства складывались таким образом, что на все лето муж улетал в командировки (он работал в «Авиалесоохране» парашютистом-пожарным), и троих дочерей я вынуждена была брать с собой. Об этом не жалею ни я, ни мои дети. Особая атмосфера лагеря, общение со сверстниками привлекают ребят в экологический лагерь и сегодня. Работа смены строится таким образом, чтобы ребенок, интересующийся природой, за несколько лет получил знания из разных отраслей экологии. В 5-6 классе - это изучение отдельных биологических объектов - растений и животных. Например, Алина после экскурсии на Лопатинское озеро заинтересовалась биологией растения-хищника росянки, о чем сделала доклад на конференции. В 7-8 классе дети знакомятся с простейшими методиками экологического мониторинга, а в 9-10 выполняют уже более сложные исследовательские работы, которые они представляют на стендовой защите доклада. Лагерь заканчивался конкурсом юных экологов. Так, Алина уже в 3 классе стала победителем среди учеников 5-6 классов. Развитие детской одаренности продолжается в среднем и старшем звене на уроках и во внеклассной деятельности. Биология способствует формированию духовного мира человека, влияет на становление его мировоззрения. Создать оптимальные условия для развития интересов и способностей каждого ученика мне помогает дифференциация обучения. С учетом особенностей малокомплектной школы и контингента учащихся, я использую как внутреннюю (уровневую), так и внешнюю (факультативы, курсы по выбору) дифференциацию. Мною составлены разноуровневые учебные задания по работе с текстом учебника и другими источниками; разработана система познавательных проблемных задач для изучения учебного материала на разных этапах урока. Активно на уроках я использую проектный метод. Следует отметить, что администрация школы поддерживает мои начинания. Кабинет прекрасно оснащен, куплена новая мебель и оборудование. Способные, интересующиеся предметом дети превосходят базовый уровень через большую самостоятельность в овладении знаниями и умениями. В небольшой сельской школе нет специальных классов для углубленного изучения предмета, поэтому выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Формы внеклассной деятельности различны: кружки, курсы по выбору, элективные курсы, экскурсии в природу, работа школьного экологического лагеря, участие в работе научно-исследовательских конференций. Мною были разработаны и реализованы программы курсов по выбору для 9 класса «Химия – удивительная и опасная», «Биология позвоночных животных», «Экология человека», «Здоровье человека и окружающая среда». Интерес к предмету поддерживается через работу над исследовательскими проектами. Работа над исследованиями требует огромного труда. Их проведение стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Часто практическую часть исследования приходится выполнять летом, и я как руководитель должна оказать ребенку поддержку, не смотря на отпуск. Большую помощь в выполнении исследований играет курс УИД, который я вела два года. Учащимся 10-11 классов я предлагала темы работ, связанных со своим здоровьем, психологией личности, школьным экологическим мониторингом. Результаты своих исследований ребята представляют на школьной конференции, а лучшие работы выдвигаются на районную, а затем и на областную конференцию «Человек и природа» (за последние 3 года – 5 лауреатов-победителей и 2 дипломанта-призера). В 2003 и 2006 мои воспитанники принимали участие в научном конгрессе «Шаг в будущее», Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени В.Вернадского в Москве и стали дипломантами. В рамках Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии в школьном этапе принимают участие ученики с 7 по 11 класс. В результате формируется команда «олимпиоников», которая защищает честь школы на муниципальном этапе олимпиады. При подготовке к олимпиадам дети решают задания повышенной сложности, что предполагает работу с дополнительной литературой. Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью. Упорная работа приносит результаты. Ежегодно мои ученики становятся призерами и победителями экологических олимпиад разного уровня. За последние 3 года на региональном этапе олимпиады по экологии – 5 победителей и 5 призеров. С 2007 года мои ученики вышли на уровень заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии:
Многие наши выпускники, увлёкшись экологией, биологий и химией ещё в школе, продолжают своё обучение в ВУЗах, школьная наука становится частью жизненного пути. Часто одаренные дети отличаются особым характером, они замкнуты, некоммуникабельны. Такой была ученица Цепелева Марина. Занятия в экологическом кружке, участие в олимпиадах и конкурсах, изменили характер Марины. Ее исследовательская работа по изучению животного населения водоемов, была высоко отмечена на областной конференции «Человек и природа», Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени В.Вернадского в городе Москве. Увлечение экологией беспозвоночных в школе, привело к тому, что это стало дальнейшей профессией. Сейчас Марина аспирантка института биологии Коми НЦ УрО РАН по специальности «экология». Бакулина Алина, как победитель российской олимпиады, была зачислена в ряды студентов Санкт-Петербургского государственного университета на специальность геоэкология. Успешно закончив 1 курс и экологическую практику, Алина приняла участие в работе профильного экологического лагеря как руководитель. Сейчас она студентка 3 курса кафедры «Экологическая безопасность регионов». Моих учеников можно встретить среди выпускников и студентов медицинской академии, сельскохозяйственной академии, ВятГГУ. В заключении можно сказать, что я работаю с обычными детьми, которые обладают хорошими способностями к предмету. Из десятка интересующихся предметом детей высоких результатов достигают единицы. Часто талантливый ребенок не реализует своих возможностей из-за лени, так как известно, что талант, не поддерживаемый трудолюбием – гибнет. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего необходимо самому ребенку, а также его родителям, и оказывать всяческую в этом помощь. Воспитание одаренного ребенка - это труд, который требует полной отдачи учителя: у него практически нет ни выходных, ни отпуска, он находится в состоянии постоянного поиска, самосовершенствования. Такой труд, конечно же, должен хорошо оплачиваться. Многие молодые талантливые учителя не идут работать в школу из-за низкой зарплаты. Кто будет поддерживать наших талантливых детей?! | |
Просмотров: 908 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |