Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебный информационный проект «Вода – чудо природы»

Учебный информационный проект «Вода – чудо природы»

Урок экологии в 10 классе.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: создать условия для изучения блока новой учебной информации по теме «Организмы и среды их обитания» средствами технологии проектного обучения.

Цели урока по содержанию:

1.     Образовательная: Создать условия для самостоятельного изучения особенностей воды как среды обитания.

2.     Развивающая: способствовать развитию умений самостоятельно добывать знания через работу с текстовой информацией, работать над биологическими понятиями, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать у учащихся умение видеть проблему, намечать пути её решения, планировать работу, умение работать в группе, оформлять материал, представлять свою работу.

3.     Воспитательная: формировать естественнонаучное мировоззрение на примере связи предметов естественного цикла.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Класс был разбит на несколько групп. Было предложено найти информацию об одном из вопросов с помощью различных источников, преобразовать ее и представить в форме электронной презентации. Дети сами планировали свой информационный поиск, работали в сети Интернет, школьной библиотеке. Полученную информацию они обрабатывали, выделяя главное, писали тезисы доклада, оформляли электронную презентацию.

При подготовке презентаций ученики определили свои цели и задачи, составили план, по каждому пункту плана отобрали информацию. При подготовке презентации учащийся должен был получить представление о том, что информация может быть представлена в различных формах (схема, фото, текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Он должен получить навык составления таблиц и графиков, перевода данных из одной формы в другую, а также должен получить представление о том, какое программное средство более удобно в каждом из случаев. Ученик также должен выработать навыки работы с изображениями (помещение изображений в текст, снабжение их подписями и комментариями, простейшие способы редактирования изображений.

 

Ход урока

Урок начался с проблемного вопроса: Какую роль играет вода в нашей жизни?

Предлагается заполнить кластер «Значение воды».

Учитель: Вода - это и строительный материал, который используется для создания всего живого, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные для него вещества, и уникальный транспорт, снабжающий биологические структуры всем необходимым для нормального протекания в них сложнейших физико-химических процессов. И это всеобъемлющее влияние воды на любую живую структуру может быть не только положительным, но и отрицательным. В зависимости от своего состояния вода может быть как созидателем цветущей жизни, так и ее разрушителем, могильщиком - всё зависит от ее химического и изотопного состава, структурных, биоэнергетических свойств. Не случайно академик И. В. Петрянов сказал: "Вода - это подлинное чудо природы!". В чем же уникальность воды?

На уроке были представлены результаты исследований 6 групп. Представители групп познакомили одноклассников с результатами информационных поисков. В тетрадях необходимо было вести записи.

        

 

Проблемные вопросы учебной темы

Учебные вопросы

Группа физиков

1.                Известно, что жизнь возникла в воде. Как объяснить, что именно эта среда стала колыбелью для живых организмов?

Какие физические свойства воды вам известны?

Как организмы адаптируются к водной среде обитания?

Группа химиков

2.                Какие химические свойства воды делают ее уникальной?

Какие органолептические свойства воды вы знаете?

Что такое химические загрязнители? Каково их значение?

Группа биологов

3.                Почему водоем можно сравнить с многоэтажным домом?

 Каково значение в жизни водоема планктона, нектона и бентоса?

Группа экологов

4.                Что трубочнику хорошо – поденке смерть. Как объяснить этот факт?

 

Какие организмы являются биоиндикаторами качества водной среды?     

Группа географов

5.                В чем уникальность водных объектов Вятского края?

 Какие уникальные водные объекты есть в Кировской области?

Группа медиков

6.                 Почему вода может стать опасной для здоровья?

Что такое качество питьевой воды? Что делает воду непригодной для питья?

 

 

Работа групп была оценена по определенным критериям:

§        Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

§        Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

§        Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

§        Эстетика  оформления результатов проведенного проекта;

§        Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Вывод: необходима охрана качества и рациональное использование водных ресурсов





Категория: Мои статьи | Добавил: Катерина (01.12.2011)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: