Модель урока
«Развитие представлений о происхождении жизни на Земле»
Учебно-методическое обеспечение:
·
Программа для
общеобразовательных учреждений. Биология 6-11класс. М., Дрофа,2006 г.
·
Учебник
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захаров
«Общая биология 10-11 класс. Базовый уровень» - М., Дрофа, 2005 г.
Тип урока: изучение
нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель: создать условия для изучения блока новой учебной информации по теме
«Происхождение жизни на Земле» средствами технологии проблемного обучения.
Цели урока:
Образовательная: Создать условия для формирования знаний о происхождении жизни на Земле,
дать представления о современных гипотезах.
Развивающая цель: способствовать развитию умений самостоятельно добывать знания через
работу с текстовой информацией, работать над биологическими понятиями,
устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи.
Воспитательная цель: формировать естественно-научное мировоззрение на примере эволюционной
теории, коммуникативные умения.
Методы обучения: частично-поисковый; проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1. Орг.момент
|
Определяет готовность учащихся
к работе.
Объявляет тему урока «Развитие
представлений о происхождении
жизни на Земле».
Сообщает, что на уроке будут
работать 5 групп, которым дано опережающее домашнее задание.
|
Приветствуют учителя. Готовятся
к работе на уроке.
Записывают тему урока в
тетрадь.
Группы готовятся к работе.
|
2. Целеполагание и мотивация
|
Учитель предлагает определить цель
урока.
|
Совместно с учителем
формулируют цели урока.
|
3. Актуализация знаний,
подготовка к решению проблемных задач
|
Предлагает проблемный вопрос:
Почему без понятия сущности
жизни решение вопроса о ее происхождении бессмысленно?
|
Высказывают точку зрения, что
определение жизни будет разным в зависимости от философских взглядов,
исторической эпохи и области научного исследования (физика, химия, генетика и
т.д.)
|
3. Изучение нового материала.
|
Проблемный вопрос:
В понимании сущности жизни и ее
происхождения существуют 2 идеи – биогенез (происхождение живого от живого) и
абиогенез (происхождение живого от неживого). Как объяснить существование
этих двух противоположных идей?
Учитель рассказывает о
естественно-научном направлении в определении жизни как единстве субстрата и
атрибута.
|
Ученики высказывают мысль, что идея
биогенеза исходит из древних индусских религий, которые проповедовали
вечность материи и жизни.
Идея абиогенеза возникла у
цивилизаций, существовавших в долинах Тигра и Евфрата, где часты были
природные катастрофы, которые прерывают цепь поколений и предполагают
возникновение жизни заново.
Записывают схему 1. (Приложение
1)
|
Проблемный вопрос:
Нам известно, что вопрос о происхождении жизни на Земле волнует
человечество с давних времен. Можем ли мы сегодня сказать, что проблема
полностью решена?
Какие гипотезы происхождения
жизни на Земле существуют? Сторонником какой гипотезы Вы являетесь?
На доске выписываются гипотезы:
- Креационизм
- Самопроизвольного зарождения
- Стационарного состояния
- Панспермии
- Генетическая
- Биохимическая эволюция
|
Обсуждают вопрос, записывают в
тетрадях гипотезы.
Ученик делает свой выбор.
Каждая группа провела поиск информации об
определенной гипотезе происхождения жизни.
Выступают представители групп,
знакомят одноклассников с результатами работы.
|
5. Осознание, осмысление и первичное закрепление материала
|
Учитель организует работу
групп. Заслушивает выступления каждой группы.
|
Группы высказывают свое мнение
о данной гипотезе. Класс обсуждает, находит положительные и отрицательные
стороны гипотезы.
|
6. Подведение итогов.
|
После обсуждения гипотез
учитель предлагает вновь сделать выбор гипотезы.
|
Ученики выбирают гипотезу,
объясняют, почему изменился или не изменился их выбор.
|
7. Рефлексия.
|
|
|
8. Информация о домашнем задании
|
Прочитать параграф 4.14.
Ответить по выбору на вопросы 4, 5, 6.
Учитель предлагает высказывания
о взаимоотношениях науки и богословия. Предлагает обосновать высказывания.
|
Выбирают задание.
|
Приложение 1. Кадры презентаций учащихся




Приложение 2. О соотношении науки и богословия
Медников Б.М. Взаимоотношения науки и религии напоминает
железнодорожные рельсы. Пути их строго параллельны и не должны пересекаться.
При пересечении их, т.е. при попытке доказать или опровергнуть существование
нематериальной творческой силы (Создателя) фактами из нематериальной сферы,
неизбежен конфуз. Опровергнуть идею Создателя невозможно, а доказывать
кощунственно. Атеисты, идя по этому пути, никого не смогут убедить, а
креационисты же начинают подтасовывать и искажать факты.
Зворыкин Д. По вопросу о взаимоотношениях науки и религии я,
пожалуй, соглашусь с образом, созданным Б.Медниковым: богословие и
естествознание – это два рельса, которым во избежание катастрофы лучше бы не
пересекаться и не сливаться. Замечу лишь, что последствия будут столь же
печальны, если рельсы разойдутся в разные стороны, либо один из них объявят
вовсе ненужным и уберут. Кроме того, рельсы лежат крепко тогда, когда они
соединены шпалами, положены на единую насыпь на равной высоте. Лишь эти условия
сберегут локомотив, несущий человечество, обеспечат взаимопонимание ученых и
богословов.
Старостин
Б.А. Наука стремиться дать
рациональную и техническую основу, а религия развивает сторону, связанную с
нравственно-духовным содержанием.
|