Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок "Развитие представлений о происхождении жизни на Земле"

Модель урока

«Развитие представлений о происхождении жизни на Земле»

 Учебно-методическое обеспечение:

·        Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11класс. М., Дрофа,2006 г.

·        Учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захаров  «Общая биология 10-11 класс. Базовый уровень» - М., Дрофа, 2005 г.

 Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: создать условия для изучения блока новой учебной информации по теме «Происхождение жизни на Земле» средствами технологии проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательная: Создать условия для формирования знаний о происхождении жизни на Земле, дать представления о современных гипотезах.

Развивающая цель: способствовать развитию умений самостоятельно добывать знания через работу с текстовой информацией, работать над биологическими понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи.

Воспитательная цель: формировать естественно-научное мировоззрение на примере эволюционной теории,  коммуникативные умения.

Методы обучения: частично-поисковый; проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг.момент

Определяет готовность учащихся к работе.

 

Объявляет тему урока «Развитие представлений о происхождении

жизни на Земле».

Сообщает, что на уроке будут работать 5 групп, которым дано опережающее домашнее задание.

Приветствуют учителя. Готовятся к работе на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

 

Группы готовятся к работе.

2. Целеполагание и мотивация

Учитель предлагает определить цель урока.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

3. Актуализация знаний, подготовка к решению проблемных задач

Предлагает проблемный вопрос:

Почему без понятия сущности жизни решение вопроса о ее происхождении бессмысленно?

Высказывают точку зрения, что определение жизни будет разным в зависимости от философских взглядов, исторической эпохи и области научного исследования (физика, химия, генетика и т.д.)

3. Изучение нового материала.

 

Проблемный вопрос:

В понимании сущности жизни и ее происхождения существуют 2 идеи – биогенез (происхождение живого от живого) и абиогенез (происхождение живого от неживого). Как объяснить существование этих двух противоположных идей?

 

 

 

Учитель рассказывает о естественно-научном направлении в определении жизни как единстве субстрата и атрибута.

Ученики высказывают мысль, что идея биогенеза исходит из древних индусских религий, которые проповедовали вечность материи и жизни.

Идея абиогенеза возникла у цивилизаций, существовавших в долинах Тигра и Евфрата, где часты были природные катастрофы, которые прерывают цепь поколений и предполагают возникновение жизни заново.

Записывают схему 1. (Приложение 1)

Проблемный вопрос:

Нам известно, что вопрос о происхождении жизни на Земле волнует человечество с давних времен. Можем ли мы сегодня сказать, что проблема полностью решена?

Какие гипотезы происхождения жизни на Земле существуют? Сторонником какой гипотезы Вы являетесь?

На доске выписываются гипотезы:

  1. Креационизм
  2. Самопроизвольного зарождения
  3. Стационарного состояния
  4. Панспермии
  5. Генетическая
  6. Биохимическая эволюция

 

Обсуждают вопрос, записывают в тетрадях гипотезы.

 

 

 

 

Ученик делает свой выбор.

 

 

 

 

 

Каждая  группа провела поиск информации об определенной гипотезе происхождения жизни.

Выступают представители групп, знакомят одноклассников с результатами работы.

5. Осознание, осмысление и первичное закрепление материала

Учитель организует работу групп. Заслушивает выступления каждой группы.

Группы высказывают свое мнение о данной гипотезе. Класс обсуждает, находит положительные и отрицательные стороны гипотезы.

6. Подведение итогов.

После обсуждения гипотез учитель предлагает вновь сделать выбор гипотезы.

Ученики выбирают гипотезу, объясняют, почему изменился или не изменился их выбор.

7. Рефлексия.

 

 

8. Информация о домашнем задании

 

 

Прочитать параграф 4.14. Ответить по выбору на вопросы 4, 5, 6.

Учитель предлагает высказывания о взаимоотношениях науки и богословия. Предлагает обосновать высказывания.

Выбирают задание.

 

Приложение 1. Кадры презентаций учащихся



 






Приложение 2. О соотношении науки и богословия

 

Медников Б.М. Взаимоотношения науки и религии напоминает железнодорожные рельсы. Пути их строго параллельны и не должны пересекаться. При пересечении их, т.е. при попытке доказать или опровергнуть существование нематериальной творческой силы (Создателя) фактами из нематериальной сферы, неизбежен конфуз. Опровергнуть идею Создателя невозможно, а доказывать кощунственно. Атеисты, идя по этому пути, никого не смогут убедить, а креационисты же начинают подтасовывать и искажать факты.

 Зворыкин Д. По вопросу о взаимоотношениях науки и религии я, пожалуй, соглашусь с образом, созданным Б.Медниковым: богословие и естествознание – это два рельса, которым во избежание катастрофы лучше бы не пересекаться и не сливаться. Замечу лишь, что последствия будут столь же печальны, если рельсы разойдутся в разные стороны, либо один из них объявят вовсе ненужным и уберут. Кроме того, рельсы лежат крепко тогда, когда они соединены шпалами, положены на единую насыпь на равной высоте. Лишь эти условия сберегут локомотив, несущий человечество, обеспечат взаимопонимание ученых и богословов.

 Старостин Б.А. Наука стремиться дать рациональную и техническую основу, а религия развивает сторону, связанную с нравственно-духовным содержанием.

Категория: Мои статьи | Добавил: Катерина (09.12.2011)
Просмотров: 4573 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: